Новости методической работы
29 сентября 2023 года на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошел вебинар «ГИА-9, ГИА-11 по русскому языку. Преемственность, результаты, выявленные проблемы и пути их решения». В вебинаре приняла участие С.Ю. Губарь, учитель русского языка и литературы, заместитель председателей краевых предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В своем выступлении С.Ю. Губарь проанализировала принципы преемственности двух моделей ГИА по русскому языку, охарактеризовала типичные ошибки выпускников 11 класса при выполнении заданий ЕГЭ в 2023 году, обозначила пути решения выявленных проблем. Кроме того, всем участникам вебинара была оказана консультативная методическая помощь в соответствии с запросом аудитории.
Запись вебинара можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/i/W0IJx16PvPolbg
30 октября 2023 года Губарь С.Ю, учитель русского языка и литературы, заместитель председателя краевой предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, провела на базе КИПК обучающий вебинар по теме «ЕГЭ по русскому языку. Приёмы эффективной подготовки к выполнению задания № 27 (сочинение)». Опираясь на нормативные документы, собственный методический опыт, Губарь С.Ю. охарактеризовала специфику изменений требований к выполнению информационно-смысловой переработки текста (задание № 27). На вебинаре Губарь С.Ю. были проанализированы результаты выполнения задания №27 в прошлом учебном году, охарактеризованы типичные ошибки в сочинениях, предложены методические приемы подготовки учащихся к качественному выполнению творческого задания. Кроме того, Губарь С.Ю. была организована совместная работа педагогов края по деятельностному осмыслению и оцениванию композиционных и содержательных элементов сочинения выпускников.
(запись вебинара https://drive.google.com/file/d/1qNATZH1FEJEsF_rfGk5oUWNoDjaWmKZH/view?usp=sharing )
14 и 15 февраля 2023 года в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Губарь Светланой Юрьевной, учителем русского языка и литературы, заместителем председателя региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, были проведены онлайн-семинары «ЕГЭ по русскому языку. Приёмы эффективной подготовки к выполнению задания № 27 (сочинение)».
На семинарах были проанализированы требования к написанию сочинения в формате ЕГЭ, даны рекомендации по эффективной подготовке обучающихся к выполнению задания № 27, организована практическая работа с участниками семинаров и оказана консультативная методическая помощь в соответствии с запросом аудитории. Участники мероприятия отметили высокий качественный уровень методического содержания, а также практическую значимость онлайн-семинаров. С материалами семинаров можно познакомиться, пройдя по ссылке: https://dl.kipk.ru/course/view.php?id=150
16 января 2023 года Барбарян Тамара Размиковна выступила в Сибирском Федеральном Университете с докладом на межрегиональной научно-практической конференции «XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
В ноябре 2021 года Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выпустил сборник методических материалов «Развитие учебной самостоятельности обучающихся как условие повышения качества обучения в удалённом режиме: взгляд предметника». В него вошли статьи, посвящённые развитию учебной самостоятельности школьников на занятиях в рамках предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Искусство», авторами которых стали участники краевого фестиваля, учителя русского языка, литературы, МХК.
В разделе «Читательская грамотность: быть или не быть, или Что может учитель?» размещены методические материалы учителей русского языка и литературы нашей школы С.Ю.Губарь и И.А.Сапрошиной. В статье «Формирование читательских умений, направленных на использование информации из текста» Светлана Юрьевна представила свой педагогический опыт по созданию и эффективному использованию на уроках заданий, формирующих читательские умения обучающихся основной школы, на основе смешанных и /или составных текстов, что отвечает современным требованиям к процессу обучения. В статье «Формирование читательской грамотности на основе программного материала 9 класса» Ирина Анатольевна поделилась методикой проектирования учебных задач по формированию читательских умений на уроках русского языка и литературы в 9-м классе. В статьях опытных педагогов освещены важные и актуальные темы формирования и оценки читательской грамотности, дана характеристика задач, направленных на формирование у обучающихся читательских умений, представлен первый опыт создания и применения заданий по читательской грамотности.
Материалы сборника будут интересны учителям русского языка и литературы основной и старшей школы, учителям предметной области «Искусство» и станут своевременным и необходимым ресурсом для педагогов в использовании различных творческих заданий, формирующих у обучающихся все группы читательских умений.
Познакомиться с методическими материалами педагогов можно по ссылке
В конце 2020-2021 учебного года вышло в свет учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5-9 классы)», которое стало результатом работы МО учителей русского языка и литературы нашей школы в рамках актуального направления формирования функциональной грамотности учащихся. В пособие включены задачи, построенные Губарь С.Ю., Сапрошиной И.А., Романской Н.В. и Усачевой Т.А. на основе предложенных в учебниках заданий. Чаще всего в содержание задач включались проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни, решению которых способствовали знания предметного содержания русского языка и литературы. Пособие будет полезно всем, кто заинтересован в формировании и развитии у учащихся способности использовать извлеченную информацию для решения практических задач.
19 февраля 2021, состоялась онлайн встреча для молодых специалистов города «Классный – классному». В мероприятии приняли участие более 50 педагогов школ города. Участники встречи смогли проверить себя на знание современных тенденций в мире детского сообщества. В какие игры играют современные дети? Что нынче в тренде у подростков? Помогла им в этом учитель начальных классов МАОУ СШ № 23 Голоушкина Анастасия Васильевна.
Представленный опыт классных руководителей Понакшиной Екатерины Ивановны и Шафиевой Алены Игоревны позволил понять особенности формирования детского коллектива через воспитание самостоятельности, организацию проектной деятельности на уровне класса. Педагогом-психологом школы Думрауф Татьяной Григорьевной были даны рекомендации по решению ряда психологических проблем через работу с туннельным сознанием. Участники встречи определили, что наиболее важными для классного руководителя являются следующие качества.
По итогам встречи получены положительные отзывы и пожелания организации дальнейших встреч. Как показала анкета, все темы для коллег были очень актуальны и интересны, особенно была отмечена организация обратной связи во время онлайн- встречи. Спасибо всем участникам за активное участие.
Материалы
- Семья глазами детей
- Классный-классному
- Создание условий для формирования самостоятельности обучающихся
27 января 2021 г. на городском методическом объединении учителей начальной школы состоялось выступление учителя нашей школы Голоушкиной Анастасии Васильевны по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе». Оно заключалось в том, чтобы представить коллегам города, каким образом можно формировать функциональную грамотность на каждом уроке в начальной школе. Данное выступление было выстроено на личном педагогическом опыте. Анастасия Васильевна раскрыла понятие «Функциональной грамотности» (умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах). С коллегами обсуждалось понятие «Функционально грамотная личность». Было представлено приблизительное содержание функциональной грамотности младших школьников.
Цитаты из выступления: «Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:
- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Рассмотрим одно из составляющих функциональной грамотности. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Примерные этапы работы с текстом в начальной школе:
1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.»
После выступления велось активное обсуждение и многие педагоги пришли к выводу, что «неосознанно» работают над формирование функциональной грамотности младших школьников.
11 декабря 2020 года С.Ю. Губарь и И.А. Сапрошина, учителя русского языка и литературы нашей школы, приняли участие в VIII Красноярском краевом фестивале учителей русского языка, литературы и МХК.
В этом году на площадках фестиваля педагоги края презентовали варианты использования дидактических средств развития учебной самостоятельности средствами учебных предметов «Русский язык», «Литература», предметной области «Искусство» в условиях дистанционного обучения. С.Ю. Губарь и И.А. Сапрошина представили свой методический опыт построения и использования заданий, формирующих читательские умения, в секции «Читательская грамотность: быть или не быть, или Что может учитель?»
С.Ю. Губарь остановилась на специфике разработки и использования заданий, формирующих одно из самых ключевых умений – способность использовать информацию из текста для решения практических задач. И.А. Сапрошина поделилась опытом включения в учебную деятельность выпускников 9 класса заданий, формирующих все группы читательских умений.
С выступлениями педагогов можно познакомиться, пройдя по ссылке:
18 ноября 2020 г. Губарь С.Ю. приняла участие в VI Красноярском педагогическом марафоне, выступив в секции «Читательская грамотность» с обучающим семинаром «Формирование читательской грамотности на основе предметного содержания (русский язык и литература)». Участники семинара отметили практическую значимость предложенной методики формирования читательских умений учащихся. Кроме того, форма и содержание представленных материалов были отмечены на краевом уровне: материалы выступления педагога опубликованы в краевом сетевом сообществе учителей русского языка и литературы на сайте КК ИПК в разделе «Подходы к формированию читательской грамотности школьников средствами предметов «Русский язык» и «Литература»». Познакомиться с выступлением Губарь С.Ю. можно, пройдя по ссылке
https://yadi.sk/d/zLJ4DhW-bmW7mA
07.10.2020 Губарь С.Ю, руководитель МО учителей русского языка и литературы, провела обучающий семинар по теме «Методические подходы к обучению созданию текстов различных жанров с учетом образовательных запросов педагогов» в рамках краевых курсов по русскому языку «Методика обучения написанию сочинения, в том числе итогового». Учителям края был предложен анализ изменений критерия №2 оценивания экзаменационного сочинения, а также методические приемы подготовки учащихся к качественному выполнению творческого задания высокого уровня сложности. Кроме того, Губарь С.Ю. была организована совместная работа педагогов по деятельностному осмыслению композиционных элементов сочинения и оценке готовых работ выпускников. Слушатели курсов отметили высокий уровень проведения обучающего семинара (справка КК ИПК)
Учителя-словесники нашей школы презентовали методический опыт разработки заданий по читательской грамотности. Под руководством С.Ю.Губарь, руководителя МО учителей русского языка и литературы, Сапрошина И.А., Романская Н.В. и Усачева Т.А. стали участниками краевого проекта, связанного с созданием методического пособия, помогающего учителю сформировать у обучающихся основной школы навыки читательской грамотности. На основе содержания используемых УМК по предметам педагогами были созданы разноуровневые задания по русскому языку и литературе, развивающие следующие читательские умения: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением и без привлечения фоновых знаний. Руководители проекта отметили высокий уровень содержания материалов, представленных учителями-словесниками нашей школы.
В ведущем российском издательстве «Экзамен», которое выпускает учебную литературу и занимает второе место по количеству учебных пособий, вышло в свет методическое пособие С.Ю. Губарь, учителя русского языка и литературы нашей школы. Эта форма обобщения и презентации профессионального мастерства – результат сотрудничества издательства и педагога, ставшего в 2018 году призером Всероссийского творческого конкурса учебно-методических разработок, организованного «Учительской газетой».
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и содержит по два варианта проверочных работ по всем основным темам курса русского языка, изучаемым в 9 классе. Отличительной особенностью пособия является интеграция русского языка и литературы: в основе каждой проверочной работы - элементы лингвистического анализа текста, который реализуется на лучших образцах русской литературы. Издание предназначено учащимся, учителям, методистам, работающим по учебнику русского языка С. Г. Бархударова и др. (учебник входит в новый ФПУ), но может быть использовано в работе по другим действующим учебникам, так как соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
6 марта в рамках общешкольной методической недели «Формирование и развитие умений читательской грамотности» Губарь С.Ю., учителем русского языка и литературы, был проведен открытый семинар «Развитие умений читательской грамотности средствами предметного содержания». Присутствующим были представлены результаты деятельности педагога в составе городской группы разработчиков задач для формирования читательской грамотности учащихся. Губарь С.Ю. познакомила с типологией современных текстов, основными группами читательских умений, а также готовыми вариантами учебных задач, способствующих развитию читательских компетенций. Во время семинара учителем были созданы условия для решения и анализа готовых заданий в соответствии с разработанными требованиями. Кроме того, всем присутствующим была предоставлена возможность самостоятельно проектировать варианты новых заданий, а также предлагать модельные ответы к уже построенным.
- Формирование читательской грамотности на основе предметного содержания (русский язык и литература)
- Программа методической недели «Формирование и развитие умений читательской грамотности»
Вопросы формирования читательской грамотности являются одними из актуальных в современной педагогике. В 2019 году при КК ИПК была создана группа разработчиков заданий по читательской грамотности. В число талантливых творческих педагогов, способных создать задания, помогающие ребенку стать вдумчивым читателем, использующим читательскую деятельность как средство самообразования, вошла Губарь С.Ю., учитель русского языка и литературы нашей школы. В конце декабря был завершен первый этап работы педагогов, по окончании которого они получили Благодарственные письма КК ИПК за участие в разработке комплекса заданий, направленных на формирование читательской грамотности школьников.
В мае 2019 года в КГПУ им.В.П.Астафьева прошел краевой фестиваль «Пасхальные встречи», посвященный 95-летию со дня рождения В.П.Астафьева, частью которого стал конкурс научно-исследовательских, литературно-творческих и методических работ «Свет – миру». С.Ю.Губарь, учитель русского языка и литературы нашей школы, стала призером данного конкурса. Ее методическая разработка заняла 2 место и вошла в учебно-методическое пособие «Христианство и литература», которое было издано в октябре 2019 года в рамках проекта «Пасхальные встречи: к юбилею В.П.Астафьева» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019».
11 сентября 2019 года Губарь С.Ю., учителем русского языка и литературы, в рамках курса повышения квалификации по теме «Методика обучения написанию сочинения, в том числе итогового» был проведен мастер-класс «Методические приемы подготовки обучающихся к созданию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку». Педагог не только охарактеризовала изменения в структуре экзаменационного задания высокого уровня сложности, специфику оценивания творческой работы, но и поделилась эффективными приемами работы с исходным текстом. Слушатели курса, проходившего на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, отметили высокое качество проведенного мастер-класса.
С 25 по 28 марта 2019 года в школе проходила методическая неделя «Формирование и развитие проектных умений учащихся в урочной и внеурочной деятельности».
Педагоги, проводившие открытые мероприятия (открытые уроки, мастер-классы, занятия по внеурочной деятельности) делились с коллегами опытом по формированию основных проектных умений:
1. Формулировать проблему.
2. Целеполагания в обучении.
3. Планирования этапов деятельности с определением задач, предполагаемых результатов, сроков, исполнителей.
4. Анализа результатов и рефлексии.
Всего открытых мероприятий проведено 15. Из них: открытых уроков – 8; мастер-классов – 6; квест для учащихся 5-х классов -1.
Из отзывов коллег можно сделать вывод, что все открытые мероприятия были грамотно спланированными, активно вовлекающими учащихся в проектную деятельность, вызывающими живой интерес у детей и коллег. Создание мотивационной среды разными средствами, связь с практической деятельностью были также отмечены педагогами, посетившими мероприятия.
Новые и разнообразные средства и методы из практического опыта коллег, дававших мастер-классы и открытые уроки, будут обобщены и представлены в методическом сборнике.
28 марта 2018 года в нашей школе прошел семинар "Муниципальный стандарт качества кадрового обеспечения в Свердловском районе"
Сборник выступлений участников семинара
23 мая 2017 года в СФУ состоялась Всероссийская конференция с международным участием «Молодежь и наука». Одним из участников конференции стала учитель начальной школы Голоушкина А.В. Она представила статью «Модернизация информационно-образовательной среды начальной школы на основе принципов повсеместного электронного обучения»
В мае 2017 года международным центром научного сотрудничества «Наука и просвещение» проводился конкурс научных статей в различных номинациях. Статьи Голоушкиной А.В. «Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования и взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса», стали победителем конкурса и были опубликованы в сборниках статей победителей научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке и образовании».
24 августа 2017 года в рамках августовского педагогического совета состоялась городская конференция по воспитанию, где заместителем директора по научно-методической работе был представлен опыт работы нашей школы по мониторингу личностных результатов.
Образовательные игры как форма мониторинга личностных результатов
Образовательные игры как форма мониторинга личностных результатов (презентация)
Роль семьи в формировании ценностных установок ребёнка. Губарь С.Ю.
Постижение проблематики художественного произведения на основе филологического анализа. Губарь С.Ю.
29 ноября в нашей школе прошла первая форсайт-сессия «Управление образовательными результатами». Участниками форсайт-сессии стали заместители директоров по УВР школ Свердловского района, педагоги школ Свердловского района и Кадетского корпуса.
С 2015 года школа является базовой образовательной площадкой КК ИПК и ППРО по двум образовательным программам: "Содержание и методика преподавания истории в контексте ФГОС нового поколения", «Предметы образовательной области «Обществознание»: содержание и методика преподавания в контексте стандартов нового поколения»
ВНИМАНИЕ!
Бесплатное опубликование работ учителей и сотрудников образовательных учреждений в печатных и электронных изданиях Издательского Дома "Наука образования"